Хотел бы купить или продать квартиру. Как это сделать?

Для заключения и исполнения сделки купли-продажи квартиры по общему правилу применяется следующий порядок.

Выполните сбор документов, которые подтверждают право собственности продавцов на квартиру (т. н. правоустанавливающие документы) и достаточность их прав на заключение договора купли-продажи. Среди необходимых документов:

  • Договор купли-продажи, по которому ранее квартира приобреталась, или договор дарения, мены, договор о приватизации или свидетельство о праве на наследство.
  • Выданное регистрационным органом свидетельство о праве собственности на квартиру (или долю в квартире).
  • Документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя: для граждан России и СНГ – паспорт; для военнослужащих – удостоверение личности и приписное свидетельство; для лиц, не достигших 14 лет, – свидетельство о рождении (ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
  • Свежая форма 7 (техническое описание квартиры).
  • Свежая форма 9 (справка о зарегистрированных в квартире лицах).
  • Подтверждение отсутствия долгов за жилищно-коммунальные услуги.
  • Справка о выплате пая, договор об участии в ЖСК, в случае если продаваемая квартира была приобретена посредством участия в ЖСК.
  • Нотариальное согласие супруга на продажу квартиры (или доли), а также согласие органов опеки и попечительства в случае такой необходимости. Согласие необходимо, если квартира (или доля в квартире) приобреталась в период брака и является общей совместной собственностью. При получении квартиры в период брака безвозмездно (например, посредством приватизации, дарения или наследования), согласие супруга на продажу не требуется.
  • Согласие органов опеки и попечительства, если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние, которые включены в свидетельство о праве собственности.
  • Брачный договор, если таковой заключался между супругами – продавцами.
  • Выписка из Единого государственного реестра прав.
  • Свежая выписка из ЕГРП (для подтверждения того, что квартира по-прежнему находится в собственности продавца и обременения, например залог, отсутствуют).

Продавец и покупатели должны чётко договориться о порядке расчётов по сделке купли-продажи. Как правило, стороны оформляют аренду банковской ячейки под несколько ключей, при этом условия закладки денежной суммы и документов, а также условия вскрытия ячейки после регистрации сделки детально регламентируются в договоре.

Договор купли-продажи подписывается продавцом и покупателем в простой письменной форме и нотариального удостоверения не требует. Если продавцов или покупателей несколько, в договоре указываются они все. Договор купли-продажи квартиры должен содержать данные, необходимые для полной и точной идентификации недвижимого имущества, цену этого имущества, наличие или отсутствие обременений на недвижимость. В договоре купли-продажи квартиры должны быть указаны все зарегистрированные в ней лица. Документ не должен содержать противоречий, опечаток, подчисток, нечитаемых фрагментов, разрозненных листов.

Если договор подается в местное подразделение Росреестра не сторонами, а их представителями, необходимо представить нотариальную доверенность на представителя.

Заявление на государственную регистрацию и документы подаются в местное отделение Росреестра через многофункциональный центр в электронной форме или по почте. Подача заявления сопровождается уплатой госпошлины за государственную регистрацию в размере 2000 руб. для физических лиц и 22 000 руб. для юридических лиц.

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Однако заявитель вправе представить этот документ по собственной инициативе.

По окончании срока, определённого Росреестром в расписке, выдаваемой при приёме документов, получите свидетельство о праве собственности на квартиру.

Портал «НАЙДИ-ЮРИСТА» поможет найти опытного адвоката по вопросам недвижимости в Москве или другом городе России.